Пусть новые виды искусств займут в вашей жизни достойное место в новом году!  

 

Занятия этого года в хомбу с Хацуми сенсеем начались с демонстрации его последних приобретений в свою коллекцию предметов искусств. Как сенсей часто замечает, мастера боевых искусств неизбежно становятся художниками, а также преуспевают и в других видах искусств. За последней беседой на нашем совместном обеде Сенсей вспоминал свою молодость, когда он мечтал о том, чтобы посвятить себя режиссуре, на что его вдохновило знакомство по учёбе в Токио с одним известным режиссером. Также, после окончания Второй мировой войны, он играл в музыкальной группе на электрогитаре.

 

Я помню случай, когда Сенсей не был доволен фотографиями, которые сделали фотографы для одной из его книг и он решил сам взять дело в свои руки. Он принес стремянку и разные объективы. Сомея сан вынужден был взобраться на нее с камерой, в то время как Сенсей выкрикивал указания типа: «А теперь увеличь диафрагму и сократи выдержку!», «Поворачивай камеру во время съемки», «Передвигай камеру одновременно со мной и снимай». И бедный Сомея сан должен был очень стараться, чтобы эти требования выполнить. Затем эти фото попали в одну из его книг. Сенсей говорит о том, что он обращается к различным видам искусств, как к источнику новых знаний и вдохновения для того, чтобы углубить теорию и практику боевого искусства. 

 

Конечно, мы все знаем, что Сенсей очень плодовитый художник. Я видел на занятии в зале, как он исполнил более 100 каллиграфий для своих студентов менее чем за 30 минут. Его учитель Такамацу сенсей был прекрасным художником. Но знаете ли вы, что Миямото Мусаси, знаменитый мастер двух мечей, также владел кистью? Мое первое знакомство с работой Мусаси произошло благодаря моему 90-летнему учителю каллиграфии, который родом из того же города, что и Мусаси. Мусаси был известен сюжетами с изображением птиц и насекомых. Кажется, что ему нравилось создавать композиционное напряжение с их участием.  Птицы, которые внимательно следят за насекомыми, или наоборот, невозмутимо восседающие на своем насесте, пока ничего неподозревающее насекомое подползает ближе и ближе.  

 

Сенсей продемонстрировал копию одной из таких работ. Здесь вы можете видеть птицу, которая сидит на тонкой ветви. На первый взгляд, вы можете не заметить маленькую гусеницу (которую можно спутать с листочком или ничего не значащей каракулей) ползущую вверх по ветке. Сенсей отметил, что очень важно заметить эту сцену, так как в ней кроется вся суть произведения. Так и в жизни, если вы не замечаете маленьких деталей, вы можете оказаться в непредвиденных или даже опасных для жизни ситуациях. 

 

Также Сенсей продемонстрировал на первых занятиях этого года замечательную коллекцию ширм с каллиграфией мастера Ямаока Тешу. Ямаока Тешу был знаменитым мастером меча в Японии, известный как Мастер меча, дзен и кисти. Для меня изучение каллиграфии и графики, а также работа над копированием некоторых работа – это истинное наслаждение.

 

Я искренне надеюсь, что вы также сможете открыть в этом источник вдохновения для самопознания и, в частности, использовать его для вашей практики боевых искусств.   

 

Спасибо Дугу Уилсону за эти фотографии. 

Пол Массэ

 

Перевод Александры Шолудько

Контакты

Матеш Михаил

+7 926 580 39 83