От 10-го Кю до 10-го Дана

 

Для многих, с кем  я начинал или тренировался на протяжении лет, может быть загадка, как я этого достиг, качественных  движений и глубины понимания. Я решил написать эту статью в первую очередь для тех, кто недавно начал свой путь и относится к этому осознанно. Я хочу проанализировать, что помогло мне и что мешало другим, почему люди уходили, что приводило к разочарованию и обращению внимания в другую сторону. Я не буду брать во внимания тех, кто изначально относился к практике поверхностно.

Главное, что я для себя понял, это не распылять внимание в сторону других видов. Конечно, каждое направление заслуживает внимания в той или иной степени и по-своему эффективно, иначе оно бы не существовало в этом мире.  Да, я знакомился с другими направлениями, посещал тренировки или семинары, но никогда не погружался в это «с головой» и слишком надолго. А на этом многие спотыкались и будут спотыкаться! Увидев качественные интересные движения другого Боевого Искусства, вместо того чтобы разобраться с тем, почему у нас этих движений нет или что у нас есть взамен и почему методы другие, бросают, уходят в другие направления или пытаются усидеть на двух или даже трех стульях одновременно. И тот и другой вариант в моем понимании является ошибкой. Те, кто уходят в другие виды, через какое-то время поступают так же в другой секции и в результате надолго нигде не задерживаются. Соответственно, они не получают глубины, каждый раз пытаются разобраться в начальном уровне только в других условиях. Если представить Путь Боевых Искусств, как движение к вершине горы, то этот вариант будет, как движение вокруг горы. Второй вариант, изучение одновременно нескольких видов, конечно, лучше чем первый вариант, но все равно ошибочный, это все равно, что забираться на гору сразу двумя или тремя дорогами. Естественно, это будет движение вверх, но скорее по спирали, чем по прямой, на это уйдет много времени и, возможно, сил или времени не хватит, чтобы достичь вершины.

Необходима мотивация для того, чтобы двигаться выбранной дорогой, убеждённость в том, что наша дорога самая лучшая. У нас все для этого есть! Будзинкан – методы проверенные временем и реальными военными условиями. Всегда помните об этом, это около 1000 лет преемственной передачи. Это кровь многих поколений, все неэффективные техники не смогли выжить и давно уже лежат в земле, соответственно, мы практикуем только то, что работает. Будзинкан – это в первую очередь не теоретические знания, а практические навыки.  Большинство современных видов - это только спорт, а значит узкая область применения, а жизненные ситуации многогранны и узкое направление не даст нужных ответов. Многие не знают в чем основное отличие Боевых Искусств от спортивных единоборств, а это очень разные вещи и подход в обучении. Все начинается с первичных условий: в спортивных единоборствах необходимо добиться превосходства в определенных согласованных условиях, а в Боевых Искусствах необходимо выжить и остаться при своих интересах, независимо от условий! В настоящее время, мы часто видим подмену понятий, спортивные виды часто называют Боевыми Искусствами и вводят людей в заблуждение. В Будзинкане  нет отделения ударной техники от бросковой и даже методы работы с оружием и без оружия взаимосвязаны, все движения гармонично связаны между собой и имеют название Тайдзюцу - Искусство Тела.  Давайте разберем ситуацию с ударными видами, Карате, Бокс и т.д..  Для самообороны это не всегда подойдет, хорошо поставленным ударом легко травмировать, следовательно возможны  проблемы с законом. На практике пределы допустимой самообороны всегда будут превышены, таковы реалии. В Будзинкане мы, в первую очередь, контролируем дистанцию и баланс, а дальше примененные методы можем использовать в соответствии с ситуацией. Если это мирное время, мы можем использовать болевые воздействия, не нанося травм и не оставляя следов. Если ситуация соответствует войне мы можем калечить и убивать и опять контроль дистанции и баланса позволит сделать это максимально эффективно.

 

Путь самосовершенствования

и работы над собой

 

В Боевых Искусствах « соревнующийся дух » считается заблуждением. В спорте это качество мы видим, как основное. Достаточно легко и наглядно видеть и оценивать свой рост по отношению к другим, соревнуясь, добиваясь превосходства. Обратная сторона медали этого пути, взращивание заносчивых качеств в характере и дальнейших действиях по жизни. Это одна из причин,  по которой в Боевых Искусствах НЕТ соревнований. В Будзинкане все техники мы отрабатываем в паре, этот контакт позволяет добиться понимание правильности и эффективности, при этом мы не соревнуемся, не доказываем превосходства. И в этих условиях начинается соревнование с самим собой, цель которого «Быть лучше себя вчерашнего». И действительно это нелегко, слишком много всего приходится шлифовать и оттачивать, самого себя не обманешь, некачественное, неэффективное движение всегда чувствуется, так же как и проработанное!

 

Сила намерения

 

Многие, ссылаясь на занятость и решения проблем, так же уходят с Пути. Проблемы будут всегда и всегда будут отвлекающие факторы! Выставляйте приоритеты. Как с работой по договору, Вы знаете, что независимо не от чего, плохое настроение или хорошее, дождь на улице или солнце, вам все равно надо прийти в установленное место и выполнить требуемый объём. Вам же не звонят на работу знакомые, не говорят, «пойдем лучше в кино» или что-то в этом роде. Вам самим в голову не приходит, внезапно, среди недели взять и поехать куда-нибудь, даже не предупредив об этом начальство и коллег. Вы знаете, что есть обязательства и возможны неприятные последствия, в случае их несоблюдения. Если у Вас такое же отношение будет и к тренировкам, то без сомнения будет успех! И работу можно найти такую, что бы успевать на тренировки или с работодателем договориться. Когда я посещал занятия Виктора Васильевича, мне необходимо было находиться в Медведково в 18.00, то есть или работать поблизости или заканчивать трудиться в 17.00, где то в другом месте, и могу сказать мне это удавалось. Все мои родные и близкие знают, что на меня бесполезно рассчитывать, когда время тренировок или семинаров. Есть график и точка и никаких «может быть…». И постепенно все привыкают, что и звонить в это время бесполезно. И бюджет, я всегда планировал, таким  образом, на год вперед, в первую очередь расходы на семинары, тренировки и поездки в Японию и потом все остальное.

 

Ранги и правильное отношение к ним

 

В Будзинкане, как и в других японских системах, есть ученические степени Кю и мастерские Даны, но у нас Данов больше, чем в других видах, их 15. Конечно, у многих возникает вопрос, почему так много? Но, все вполне логично, наши Даны можно совместить со старой традицией 4-х уровней и таким образом получается: Начальный уровень – до 1 Дана, Средний уровень - до 5 Дана, Высокий уровень - до 10 Дана, Уровень полных знаний – до 15 Дана. И мы видим это соответствие в цветных нашивках 4-х уровней: Ученик, Помощник учителя (Сидоси Хо), Учитель (Сидоси), Учитель учителей (Сихан). И если обратить внимание на другие японские боевые системы, то мы видим, что их классификации такие же молодые, как и сами системы и не следует пытаться искать с ними связи и параллели. И теперь, важный вопрос, правильного отношения к рангам и к их получению. Не следует относиться к новому уровню, как к награде или достижению! Если вы будете упорны в своих тренировках, звезды естественным образом будут падать на ваши «погоны». Каждый новый уровень - это дополнительная ответственность, возложенное доверие, которое надо будет оправдывать. Но избегать этого так же не следует, это урок который нужно пройти, пережить, принять и стараться соответствовать этому. Каждый раз, когда Нагато Сенсей дает мне очередной уровень, он говорит при этом: больше тренируйся! В Будзинкане есть много людей, которые «открещиваются» от Данов, от эмблем, аргументируя это тем, что в «старых школах» этого не было, возможны и другие аргументы. Я думаю, что это «игры разума», или нежелание ответственности или желание таким образом выделиться на общем фоне. Есть правила, эти правила устанавливает Соке Масааки Хацуми и только он является истиной в первой инстанции, которой следует придерживаться. Так же не следует оценивать тех, кто соответствует нашему уровню или выше его. Я слышал суждения совсем «зеленых» студентов, о том или ином мастере, конечно такие суждения смешны, их уровень восприятия далек от того, что они пытаются обсудить. И даже мастерам, судить друг друга, смысла нет, слишком много граней в нашем искусстве, слишком много качеств, над которыми стоит работать. Тренируясь в Японии, я работал в паре со многими мастерами и бывало так, что я в чем то чувствовал превосходство, а о чем то и понятия не имел, так что судить не мне. А вот перед Соке и Верховными Сиханами мы, как перед рентгеновским аппаратом, так же как и мои студенты, передо мной, все как на ладони.   

 

Успехов всем практикующим и помните, каждый может добиться мастерства, это вопрос времени и упорства!

 

 Матеш Михаил

 

 

01.08.14

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Александр (Вторник, 27 Январь 2015 15:46)

    Очень интересная часть про ранги и отношение к ним. Действительно, знаю несколько человек, которые "открещиваются".

Контакты

Матеш Михаил

+7 926 580 39 83