ИШИТОБАШИ 

 

Начиная с ноября прошлого года Хацуми Сенсей начал знакомить нас с концепцией Ишитобаши

(石飛ばし бросание камней по воде). Эта концепция описывает взаимодействие во время столкновения Уке (вода, природа) и Тори (камень, человек).


Все мы играли в детстве в эту игру, пытаясь запустить плоский камень как можно дальше по поверхности воды.


Будо очень похоже на это. Когда вы изучаете принцип действия Ишитобаши, становится очевидно, что для достижения успеха вам необходимы следующие условия:

 

1. Плоский камень, не слишком большой и с хорошим балансом;

2. Поверхность воды без ряби;

3. Достаточно интенсивный бросок с подкручиванием;

4. Наилучший угол броска для достижения дальности полета над водой.

 

В том случае, если вы осознаете все эти четыре пункта и одномоментно соблюдаете их выполнение, то ваш бросок будет хорошим. Если хотя бы один из этих элементов отсутствует, ваш камень сразу пойдет на дно.


Проводя параллели с Будо мы выделяем следующие элементы:

 

1. Камень - это Чи (地)

2. Вода — это Су (水)

3. Сила вращения - это Ка (火)

4. Ветер  - это Фу (風)

5. Угол и дистанция - это Ку (空)

6. Саино(才能) – это способность оценить ситуацию в целом, не задумываясь.

 

Когда Уке атакует, вы должны уподобиться скользящему по воде камню, естественно подпрыгивающему над поверхностью намерений и действий противника. Именно поэтому мысль в этот процесс не вовлечена.


Ишитобаши похожа на Шуто Ханпа (中途), известную концепцию «техник, выполняемых наполовину», которую Сенсей объяснял на одном из занятий несколько лет назад.

 

Наша цель - это не прямое повторение техник, но приспособление к ситуации всех тех знаний, которые мы получаем; и поэтому у нас есть возможность выбрать, как именно преодолевать намерения Уке.

 

С философской точки зрения можно сказать, что способность к адаптации близка к идее «не делания». Эта идея может пойти вразрез с вашими внутренними убеждениями, но она существовала в Азии на протяжении веков. Она берет свое начало из Китайской Даосской концепции Увей (無爲) – метод «не делания» или «пассивного действия». Это именно то, что Сенсей просит делать (или не делать).

 

Для тех из вас, кому интересно сделать этот метод практикой своей повседневной жизни, я советую прочитать книгу «Пытайся не пытаться» Эдварда Слингерланда. Книга начинается с рассмотрения концепции Увей.

 

Слингерланд говорит: "в современном мире наше чрезмерное внимание к сознательности, преимуществам воли и контроля отвлекает нас от крайне важного состояния, которое мы называем «думание телом»: безмолвное, быстрое, полуавтоматическое поведение, которое течет из подсознания, незначительно пересекаясь с сознанием. В результате оказывается, что мы очень стараемся быть эффективными в тех сферах жизни, где усилие и старание по сути глубоко контрпродуктивны".  

 

Описанная Слингерландом идея, это именно то, чему учит Хацуми Сенсей. Наши движения становятся естественными, когда мы начинаем «думать» телом. Она как камень, скользящий по воде, заставляют наше тело действовать в соответствии с ситуацией.

 

Сенсей - художник. Это означает, что им движет творчество. Если мы хотим владеть подлинным боевым искусством, мы должны стать креативными и спонтанными. Это творчество отражается в тех словах, которые он сказал нам в пятницу вечером – не учите техники, позвольте своему телу делать то, что необходимо, без усилия. Если вы будете выполнять техники во время боя, вас легко можно будет "прочитать", и вы умрете.

 

Арно Кусерг 26.05.2015

 

 

 

Перевод: Александры Шолудько

Контакты

Матеш Михаил

+7 926 580 39 83