ВОР ЛИ ТЫ? 

 

На протяжении многих лет Сенсей говорит своим ученикам о том, что они должны буквально «воровать» техники, которые им преподают, когда они приезжают на занятия в Японию. Поэтому я был удивлен, когда в прошлое воскресенье Сенсей высказал противоположную идею.

 

Он сказал, что если на тренировках вы только копируете различные техники, тогда вы действительно воры.  Но обе эти идеи имеют право на существование, потому что их понимание зависит от того, насколько долго и эффективно вы изучаете Боевое Искусство. Как же можно разрешить этот очевидный парадокс? Вот мое объяснение.

 

Сенсей продолжает говорить о том, что его метод обучения уровню Дзюгодан (15 дан) уникален и он заставляет нас освободиться от ваза. Если вы находитесь на уровне Дзюгодан и продолжаете «красть» техники, тогда у вас не будет времени совершенствовать тайдзюцу, свободного от ваза. Вы просто вор.

 

Будзинкан это Сансин из трех уровней: Сидоси(5 дан), Дзюдан(10 дан), Дзюгодан(15 дан). Каждый из этих уровней требует совершенствования в процессе обучения.

 

На уровне Сидоси вы знакомитесь с разными школами, оружием; развиваете свое понимание всей системы. Предполагается, что вы имеете хорошие знания в разных аспектах, вам не достаёт только Куден и опыта. По моему мнению, это период, когда вы должны «украсть» то, чего вам не хватает для совершенствования своей практики и заполнить недостающие пробелы в своих знаниях.

 

Когда вы достигаете уровня Дзюдан, заканчивается и период «воровства». Наступает время углублять опыт, развивать свои способности в рамках пяти элементов. Как вы знаете, каждый уровень Дзюдан связан со всеми пятью элементами.

 

Когда вы наконец достигаете уровня Дзюгодан, начинает проявляться ваше видение Будо. Это именно то, что вы потом передадите своим ученикам. Учителя имеют свой личный стиль исполнения, а студенты  за ними повторяют.

В прошлом году Сенсей попросил японских Дайсиханов учить только по Денсё. Сенсей преподает только для уровня Дзюгодан, а ответственность за подготовку нового поколения мастеров он возложил на Даисиханов. Но даже при изуени Денсё в чистом виде у вас будет индивидуальный подход к постижению Будо. По сути, у каждого из учителей свой уникальный стиль. Что вы получаете, тренируясь вместе с ними, так это шанс сделать свою практику более разнообразной. И это является конечной целью, потому что Сенсей хочет, чтобы на уровне Дзюгодан у ученика могла быть своя интерпретация Будо. Этот уровень приходит после освоения базы, рюха и оружия.  

 

Вы должны сформировать свой собственный «привкус» Будо, и, чтобы сделать это, вы не должны «воровать». Здесь нужны творчество и спонтанность. Воровство на этом уровне будет сродни копирования Мона Лизы Да Винчи. Даже если вы сделаете копию близкой к оригиналу, Мона Лизы у вас все равно не получится. Мы должны быть свободны от форм, внимательно исследуя их: без этой стадии изучения невозможно получить естественное движение. Естественное движение не приходит из неоткуда. Поэтому мы должны «красть» то, чего у нас нет, пока не достигнет такого уровня владения техниками.

 

Начинающий никогда не сможет понять глубину Будо Сенсея: то, что вы видите на зянятиях не отражает полной картины. Самое лучшее, это копировать то, что твои учителя делают в Додзе, пока у вас есть возможность. Но если вы останетесь на этом уровне, то шансы достигнуть свободы движений, которым Сенсей учит на каждом занятии.

 

И еще кое-что. Когда ваши технические навыки станут лучше, вы должны перестать «воровать» технику. У вас будет своя структура движений, отточенная годами тренировок.

Когда вы тренируетесь, вы должны понять Гокуи, саму сущность того, что вы видите. Поверьте, это очень длительный процесс, потому что вы никогда не знаете, действительно ли наше понимание техники соответствует реальности.

 

Будо родом из непосредственной борьбы, не из спорта. Наши техники древние и основаны на принципе естественного отбора, где только лучшие (или удачливые) смогли выжить на поле сражения.

Есть пять принципов, выделяемых японским Хейхо(兵法); стратегия и ваза не являются одними из них.

 

Вот они:

Тен но Ри 天の理 - принцип царства небесного (погода, климат)

Чи но Ри 地の理– принцип земли (суша, окружающая местность)

Дзин но Ри 人の理 – принцип человека (силы, войска)

Хеики но Ри 兵器の理– принцип оружия (оружие на каждой стороне)

Джоиё но Ри 吉の理– принцип шанса (измерение возможностей и способность адаптироваться)

 

В момент, когда вам нужно действовать, больше нет времени для воровства, у вас есть, то что есть. На уровне Дзюгодан вы ответственны за свои действия и ваша единственная цель -  это выжить c тем багажом, который вы накопили.

 

Если вы настоящий Сихан - перестаньте действовать как воришка. 

 

26 мая 2015

Арно Кусерг

 

Перевод: Шолудько Александры

Контакты

Матеш Михаил

+7 926 580 39 83