ВАДЗА КАК ЭСКИЗ



Мой последний класс у Нагато Сенсея в этой поездке был полон интересных деталей. Недавно Хацуми Сенсей просил Нагато учить исключительно из Дэншо (из Свитков). И в очередной раз я убедился насколько он хорош! Естественно как у любого японского Сихана его личный стиль исполнения виден, но это дает еще более глубокое представление о методах.


Интересно таким образом сравнить Ши Тенно(Хранители- речь идет о Нагато и Ногучи) и увидеть Нагато Сенсея, показывающего альтернативу видению Ногучи Сенсея в Рюха. Должен признать, я наслаждался всеми классами Нагато в этой поездке!


Так же, сегодня обучаться было еще лучше, так как Хироми Сан читала и переводила Дэншо, а Нагато  Сенсей показывал и объяснял эти техники. На протяжении многих лет я говорил о том, что в Дэншо техники описаны просто и не слишком точны в объяснениях. И сегодня мы смогли это увидеть. Это кажущееся отсутствие  точности в объяснениях Вадза отчасти является причиной, по которой Будзинкан отличается от других Боевых Искусств. Это дает свободу интерпретаций и позволяет студентам развивать собственный творческий потенциал в рамках данного Вадза. При этом, вспоминая слова Ногучи Сенсея, «создавайте интерпретации только после того как поймете базовый вариант».


Нагато Сенсей на своем классе говорит, о том, что Вадза лишь эскиз, набросок, который дает общее представление о технике. Если вы сделаете быстрый набросок дерева, каждый сможет увидеть дерево, вне зависимости от того какую технику живописи вы используете, другой художник может использует другие цвета, формы и объёмы, но все равно это будет дерево. В Вадза все точно так же! Для начала мы должны понять основные черты дерева. Сделать набросок, это все равно, что сделать Вадза из Деншо. Если вы понимаете основную суть, значит вы понимаете Канамэ. И только после этого вы можете создавать вариации.

Сегодня мы продолжили изучение Синден Фудо Рю Сидзен Сигоку Но Ката, методов в сидячем положении. Нагато Сенсей говорил нам о том, что любую технику Синден Фудо Рю можно практиковать и на левую сторону. Это может быть сюрпризом для многих, так как работая на левую сторону вы даете доступ к «сильной стороне», стороне вашего оружия.


У меня есть теория по этому поводу и я хотел бы с вами поделиться. Название додзё Тода Сенсея было : «Синден Фудо Рю Додзё», не смотря на то что он учил и другим школам. Тода Синрюкен Масамицу был дядей Такамацу* и его первым учителем боевых искусств. Я полагаю, что после ухода из академии Накано** он полностью посвятил себя Боевым Искусствам и занимался этим долгие годы. И не исключено, что он пытался адаптировать военные методы для современного мира. Для этого (мое предположение) он переписал методы, что бы сделать их пригодными к новым временам. Заметим, в то же время Кано Дзигоро создает Кодокан Дзюдо, смешивая несколько старых систем, Фунакоши Гишин превращает Карате*** с Окинавы в Шотокан Карате До****, и Морихей Уэсиба дистанцируется от Такеда и создает Айки Дзюцу, которое в последствии становится Айкидо. Так что не исключено, что Тода Сенсей пытался сделать то же самое путем преобразование смертельных приемов в современную образовательную систему, как Карате, Дзюдо или Айкидо или для использования в целях самообороны в современном мире.  В конце 19-го века нет больше Юрои(доспехов), так же запрещено было носить меч. Новые методы были ориентированы на самооборону, в крайнем случае, Ханбо Дзюцу – работа с тростью. И в этой эволюции японского общества методам противодействия стало необходимо обучаться на обе стороны.


Нагато Сенсей так же отметил, что каждая форма имеет Омоте и Ура (внешнее и внутреннее). Поскольку мы изучаем методы на обе стороны, важно суметь использовать их внутрь атаки и на внешнюю сторону атаки. Методы в сидячем положении необходимо уметь делать стоя, так как в жизни мы тоже находимся в разных положениях.

Помните, что изучаемые нами стили были разработаны и структурированы с Эры Муромати(1333) по Эру Азуши Момояма. В период Эдо произошло объединение страны, не стало Юрои и коней, но методы по-прежнему изучались в том виде как они пришли из прошлого. Во время периода длительного мира*****, я полагаю, они могли потерять свою чистоту. Рюха стало больше традицией, чем боевой системой применимой в старые времена.


В современной армии мы так же видим любовь к «традиции». Штык является хорошим примером. Штык был разработан для длинной винтовки, которой заменили копьё. Используя винтовку, если вы не успевали перезарядить её, вы могли действовать как копьем. И в сегодняшней армии до сих пор есть штык (в основном используется для парадов), но актуальность его уже не та, оружие редко превышает 60 см, в отдельных случаях до 1 м. и стреляет по 30 патронов за несколько секунд.


Будзинкан, чтобы выжить сегодня должен развиваться таким же способом, как и составляющие его 9 школ развивались на протяжении веков и адаптировались во времени. Приемы и военное вооружение развиваются и методы наши развиваются. Тода Сенсей, на мой взгляд, шел по этому пути, адаптировал Синден Фудо Рю, именно по этому, у нас есть эти возможные варианты сейчас. Но я сомневаюсь, что они было возможны в прошлом.


Лично я предпочитаю, чтобы понять чувство стиля, учиться как в Эру Муромати, как будто мы в Юрои и тогда я делаю технику на одну сторону. Но когда дело доходит до Вадза, я делаю это на обе стороны, так как Вадза является лишь эскизом.

______

* да Тода сенсей не был его дедом ("Сущность Будо" М.Хацуми).

** Военная академия при сегуната Токугава

*** 唐手 Китайский бокс (Тан династии) по сравнению с

**** 空手 пустая рука. Название было изменено Фунакоси, так чтобы Окинавское боевое искусство было принято как Японское Будо.

 

***** после объединения война прекратилась, воцарил мир. И дамасские стали потерятли свои боевые качества.

 

29 июля 2014 Арно Кусерг

 

Перевод Матеша Михаила

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Прохожий (Понедельник, 01 Сентябрь 2014 13:09)

    "...И дамасские стали потерятли свои боевые качества"... хм... а сейчас дамасские стали не такие качественные что ли? Было бы здорово иметь ссылку на оригиналы статей!

Контакты

Матеш Михаил

+7 926 580 39 83